Руководство по выживанию во внеземных условиях
4.0
Так мог бы начинаться фильм "Марсианин", если бы он был учебным пособием. И он действительно может за таковое сойти, по крайней мере, астронавты, космонавты и ученые в один голос твердят о его крайней реалистичности и научной достоверности. Из "Марсианина" вы можете узнать, например, как получить воду из подручных средств и воздуха, как наладить двустороннее общение на расстоянии в много миллионов километров при помощи одной камеры, вращающейся вокруг своей оси, и множество других интересных вещей.
Но интересен фильм "Ридли Скотта" не только этим. Еще одним его козырем является главный герой, непохожий на модных нынче в мейнстримовом кинематографе "плохих парней", социопатов и прочих сложных и противоречивых личностей. Нет, наш Марк Уотни не таков.
Он находчивый, дружелюбный, обаятельный, неунывающий, профессионал своего дела - положительный, с какой стороны ни посмотри. Ну, разве что выругается в адрес НАСА разок-другой, но исключительно справедливо и по делу - они там, на Земле, заслужили. С другой стороны, это лишает нас возможности и удовольствия наблюдать за развитием персонажа, и к концу он немного наскучивает своим неиссякаемым оптимизмом и жизнелюбием.
То же можно сказать и об остальных действующих лицах, и о картине в целом. Актерам, которых зовут не Мэтт Дэймон, - а среди них хватает не менее заслуженных имен - здесь делать практически нечего. У них буквально две задачи: изображать либо беспокойство за судьбу космического Робинзона, либо напряженную работу мысли о том, как Робинзона вернуть.
Но Марк Уотни - не просто Робинзон, он умудряется извлечь из свалившегося на него несчастья пользу, обратить испытание судьбы в эксперимент, а производственную драму - в комедию. В этом и состоит его настоящий подвиг, причем, возможно, куда в большей степени, чем в одном лишь факте выживания. А выживать и не сходить с ума ему помогают не только собственные качества и техподдержка с Земли, но и музыка.
Помимо стандартного для кино про космос симфонического звукового сопровождения (вездесущего немца Ханса Циммера на сей раз замещает англичанин Грегсон-Уильямс), отдельное внимание в "Марсианине" уделяется бессмертному диско. Этот ненавистный Уотни музыкальный жанр не только спасает одинокого фронтира поневоле от безумия, но также подчеркивает настроение всей ленты - бодрое и жизнеутверждающее, как песня Дэвида Боуи Starman, звучащая в саундтреке (заметьте: не Space Oddity и даже не Life on Mars).
Этим настроением "Марсианин" не просто отличается от своих собратьев-предшественников "Гравитации" и "Интерстеллара". Творение Ридли Скотта признает, что Вселенная темна и полна ужасов, но при этом тут же добавляет: "Не так страшен космос, как его малюют Куарон и Нолан". Если один человек способен обосноваться в чужом мире, попав в него случайно, то почему бы не попробовать повторить это специально?